Основа методики — это миофасциальное воздействие на деформированные ткани.
Причина того почему ребенок с ДЦП не способен имитировать движения своих здоровых сверстников — это деформация тканей в определенных участках тела, то что мы называем «спастика».
Основная цель всех методик — уменьшить напряжение в организме ребенка, чтобы помочь сформировать правильные навыки (постоянная «борьба» со спастикой). Использование массажей, растяжек, различных упражнений направлены на то, чтобы снизить спастичность. Но это в основном работа с мышечной тканью и часто имеет временный эффект.
Что происходит у детей с ДЦП, когда они приводят в движение какую-то часть тела?
Все тело реагирует на это движение. Это происходит потому что ткань становится фиброзной и склеивается
в определенных местах, происходит деформация тканей и тогда тело начинает реагировать одним блоком.
Методика КГС — коррекция синдрома гиперпастичности
Это комплекс методов и приемов, направленных на уменьшение тонуса в мышцах, через воздействие
на фасциальную систему организма. Мышца эластична, а фасция пластична. Будучи растянутой, мышца постоянно стремиться вернуться к своей первоначальной длине, и если ее резко перетянуть, то она вновь сократиться до своего прежнего состояния.
А если перетянуть фасцию, то она разорвется. Разрыв — это наиболее частое повреждение соединительной ткани. Если фасцию растягивать медленно, она будет пластично деформироваться, т.е. изменить длину и зафиксирует это изменение.
Внешне техники на первый взгляд похожи на техники массажа, но есть огромное отличие в их исполнении. Воздействие на ткани с применением миофасциальных техник производятся мягко, очень плавно и медленно,
что помогает достичь значительного расслабления любой мышцы или группы мышц и эффект расслабления сохраняется, поэтому есть возможность закрепить новые правильные движения у ребенка. Во время работы оказывается мягкое, легкое давление на мускулатуру, одновременно производя растягивающие, давящий и вращательный эффект.
Возникающие в связи с этим ненужное напряжение снимается и с тем восстанавливается равновесие.
Миофасциальные техники основаны на:
— тензия (давление)
— торсия (скручивание)
— тракция (растягивание)
Разработка определенных укладок и упражнений способствует формированию и закреплению определенных навыков, которые начинают появляться у ребенка после улучшения в тканях.
Самое главное в методике — это определение причины почему ребенок не приобретает необходимый навык,
и уменьшение напряжения в спазмированных мышцах воздействуя на фасциальные ткани.
Пока тянем — спастики нет, перестали тянуть — спастика возросла.
Или пока занимаемся есть навык, перестали заниматься, навык пропал. Обычно любое вновь образованное движение сопровождается созданием новых нейронных связей. Эти мотонейроны находится в клетках миофасциальной сети и межмышечном пространстве и иннервируют мышечные волокна (в соединительной ткани). Вот почему важно работать именно с этой составляющей организма.
Миофасциальная ткань проходит по всему организму соединяя мышцы, кости и органы. При движении мышцы взаимодействуют независимо друг от друга. Благодаря тому, что соединительная ткань пластична и тянется, мы можем поворачивать голову, тело при этом остается неподвижным.
Во время движений, фасция перестраивает себя с помощью слоев ткани, которые скользят друг с другом. Вокруг волокон существует смазачное вещество, которое позволяет волокнам легко перемещаться. При повреждении мозга, это вещество становиться дигидратированным и становиться похожим
на клей, чем на смазку и это в свою очередь связывает слои тканей вместе. Такая поврежденная ткань усиливает напряжение в определенных участках тела и создает невозможность совершению необходимых движений.
Поражение ЦНС приводит к отсутствию формирования определенных двигательных паттернов.
Движения формируются благодаря мышечным волокнам, которые в свою очередь сокращаю и растягивают фасции. Отсутствие движений в мышцах приводит к повреждению фасциальной ткани.
Если хотите глубже изучить вопрос о роли фасции в движении тела, можете почитать книги «Анатомические поезда» Томас В. Майерс или «Механорецепторы в фасциях и их потенциальная роль в манипуляциях с глубокими тканями» Роберт Шлайп.
Но лучшим подтверждением эффективности миофасциальных методов воздействия являются примеры улучшения двигательного развития детей с измененной структурой, к таким методам можно отнести также метод BDA (метод биомеханического воздействия).
Воздействие оказывается на промежутки между мышцами, которые называют фасциями. В классическом массаже происходит воздействие на мышцы, согревая их на жидкостном уровне, помогая выводить токсины, побуждая их расслабиться и снять напряжения. Это может быть полезно, но часто соединительная ткань, окружающая мышцы, не расслабляется и следовательно возвращается в прежнее напряженное состояние.
⠀
Миофасциальный расслабляющий массаж воздействует на соединительную ткань тела, стимулируя ее расслабиться, уменьшить напряжение и ограничение.
Миофасциальный массаж — это массаж, в котором классические приемы сочетаются с методикой ручного миофасциального релиза. Миофасциальный релиз – это одновременное мануальное воздействие на мышцы и на соединительную ткань, направленное на расслабление миофасциальных структур. Эффект достигается за счет сдавливания и пассивного растягивания той мышцы, которая нуждается в реабилитации. Хотя причиной двигательных нарушений при церебральном параличе является повреждение головного мозга, структурные изменения в мышцах и фасциях могут усиливать скованность и снижение функции. Структурные изменения в мышцах и внеклеточном матриксе мышц являются важными факторами повышения мышечного тонуса и ригидности при ДЦП.
Обученный техникам миофасциального релиза врач вручную манипулирует мышцами и фасциями, чтобы освободить жесткие части тела и суставы, повысить стабильность, улучшить баланс и подвижность, а также привести тело в правильное положение, чтобы облегчить формирование двигательных навыков. Во время растяжения врач полностью руководствуется обратной связью от тела пациента для определения направления, силы и продолжительности растяжения для устранения специфических ограничения мягких тканей. Ткань станет мягче и гибче после нескольких релизов. Восстановление длины и здоровья миофасциальных тканей снижает давление на чувствительные к боли ткани, такие как нервы и кровеносные сосуды, и восстанавливает выравнивание и подвижность суставов. Этот подход требует применения внешней силы для уменьшения адгезии фиброзной ткани в мышцах и длительного растяжения с низкой нагрузкой для возврата миофасциального комплекса к его первоначальной длине, что приводит к облегчению боли и улучшению функции. Не остаются без внимания и сухожилия — то, чем мышца крепится к кости. Воздействуя на сухожилия, можно рефлекторно снизить мышечный тонус и уменьшить боль.
Улучшения на фоне занятий проявляются у детей с ДЦП в виде уменьшения боли, мышечных спазмов, мышечного тонуса, отека, повышения растяжимости мягких тканей, объема движений и улучшения биомеханики сустава.
К каждому ребенку строго индивидуальный подход, который соответствует тяжести заболевания, возрасту и развитию маленького пациента.
⠀
В комплексе с основной методикой, на таких активных занятиях можно наблюдать динамику улучшений состояния тела ребенка и расслабления спастичных мышц, что дает возможность сформировать новые навыки и улучшить подвижность в суставах верхних и нижних конечностей.
Особенно благоприятным для развития физической активности детей с ДЦП является применение физической реабилитации. Адаптивная физическая культура (АФК) как метод реабилитации лиц с ДЦП занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и является естественно-биологическим методом, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата.
У детей с ДЦП нарушено формирование всех двигательных навыков: удержания головы, навыки сидения, стояния, манипулирования с предметами. Поражение центральной нервной системы нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков. Неправильные схемы движений у детей с церебральным параличом могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей.
Основой формирования методики АФК и подбора физических упражнений явилась концепция поэтапного формирования двигательных функций здорового ребенка. Для этого в каждом занятии применяется порядок физических упражнений, имитирующих естественное развитие локомоций (удержание головы-перевороты на живот и спину–ползанье-передвижение на четвереньках –выпрямление и удержание равновесия). Под влиянием упражнений в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Повышение эффективности процесса реабилитации связано с расширением двигательной активности, которой способствует целенаправленное воздействие на группы мышц, обеспечивающих выполнение определенных двигательных действий. В методике АФК используются техники работы с телом через миофасциальное воздействие, которое помогает уменьшить напряжение и спастичность вследствие чего формируется и закрепляется новый двигательный навык. На фоне занятий АФК мы видим хорошие результаты, благодаря комплексному воздействию дети быстро восстанавливаются даже с тяжелой степенью ДЦП.
В центре АФК с детками занимается два специалиста — Екатерина Семенкина и Екатерина Чуверина. К каждому ребенку строго индивидуальный подход, который соответствует тяжести заболевания, возрасту и развитию маленького пациента.